Кардиология

Кардиология – обширный раздел медицины, который занимается изучением сердечно-сосудистой системы: строение и развитие сосудов и сердца, их функций и заболеваний, их причин возникновения, клинических проявлений, механизмов развития, диагностики и разработки эффективных методов их профилактики и лечения. К тому же в сфере изучения кардиологии лежат проблемы реабилитации лиц с проблемами сердечно-сосудистой системы.

Кардиолог лечит как неврозы сердца, так и органические заболевания сердца: пороки сердца, состояние после перенесенного инфаркта миокарда. Лечит гипертоническую болезнь: со стойким повышением артериального давления и при колебаниях его по различным причинам.

Болезни сердца возникают по разным причинам. В одном случае это может быть врождённый порок сердца, в другом - воспалительные процессы (миокардит), в третьем развитие болезни сердца в следствие, повышенного уровня содержания холестерина в крови. Довольно часто одни болезни сердца, по мере своего развития влекут за собой появление новых. Так, к примеру, атеросклероз может спровоцировать развитие ишемической болезни сердца, что в свою очередь является причиной возникновения стенокардии.

Кардиологические заболевания

Гипертоническая болезнь

Гипертоническая болезнь – хроническое заболевание сердечно-сосудистой системы, характеризующееся первичной (эссенциальной) артериальной гипертензией и функциональными, а затем и органическими изменениями в органах-мишенях: почках, сердце, ЦНС.

Начало заболевания характеризуется жалобами на слабость, головные боли, головокружение, плохой сон. С течением времени присоединяются боли за грудиной и перебои в работе сердца, снижение остроты зрения, мелькание мушек перед глазами, одышка при привычной физической нагрузке. Повышение АД на I стадии заболевания транзиторное, кризы провоцирует чрезмерное нервное напряжение.

Среди факторов гипертонической болезни выделяют неадекватную реакцию на стресс, хроническое умственное перенапряжение, черепно-мозговые травмы, любые гипоксические поражения мозга, возрастные нейроэндокринные перестройки (климакс), ожирение, злоупотребление солью.

Предрасполагающими факторами являются: наследственность (особенно по материнской линии), эндокринная патология, перенесенные заболевания почек, гиподинамия, курение.

С течением времени присоединяются боли за грудиной и перебои в работе сердца, снижение остроты зрения, мелькание мушек перед глазами, одышка при привычной физической нагрузке. Повышение АД на I стадии заболевания транзиторное, кризы провоцирует чрезмерное нервное напряжение. Прогрессирование гипертонической болезни может сопровождаться стабилизацией АД на индивидуально высоком для больного уровне либо лабильным течением с резкими колебаниями давления на протяжении суток.

Важная роль в терапии гипертонической болезни и профилактике таких осложнений, как инфаркты и инсульты, принадлежит самому больному – он нуждается в смене образа жизни: снижении избыточной массы тела, повышении объема физических нагрузок (по 30-40 мин не менее 4 раз в неделю), диете с ограничением поваренной соли до 5 г и жиров до 35 г в сутки, повышенным количеством растительной клетчатки, а также отказе от привычных интоксикаций (курение, алкоголь).

Ишемическая болезнь сердца

Ишемическая болезнь сердца (ИБС) – это поражение сердечной мышцы, вызванное уменьшением или прекращением кровоснабжения отдельных зон мышечной оболочки сердца благодаря атеросклеротическим изменениям в коронарных артериях.

формы ишемической болезни сердца:

- Стенокардия

- Инфаркт миокарда

- Нарушение сердечного ритма

- Сердечная недостаточность

Для стенокардии характерны типичные болевые приступы с локализацией в области сердца. Боль постепенно усиливается, носит сжимающий, давящий, жгучий характер, обычно отмечается за грудиной или в околосердечной области слева от грудины после физической или психоэмоциональной нагрузки.

Лечение стенокардии должно быть направлено в первую очередь на предотвращение развития приступа, а также на его купирование. Основные группы препаратов: нитраты, бета-адреноблокаторы и антагонисты кальция.

Атеросклероз

Атеросклероз – это хроническое заболевание артерий крупного и среднего калибра, отличающееся отложением и накоплением в сосудистой стенке атерогенных субстанций плазмы крови c последующим разрастанием соединительной ткани и образованием холестериновых бляшек, деформацией сосудов, ишемией и прогрессирующими нарушениями в кровоснабжаемых органах.

Период клинических проявлений характеризуется преходящими ишемическими нарушениями в пораженных атеросклеротическим процессом органах и хронической недостаточностью их кровоснабжения. Наиболее часто страдают грудная и нисходящая часть аорты, венечные, общие сонные, мозговые, почечные, мезентериальные и бедренные артерии.

Лечение атеросклероза требует проведения общих мероприятий по оздоровлению организма: рационального питания, снижения избыточного веса, борьбы с гиподинамией, отказа от курения. Кроме того, применяются все возможные средства для нормализации холестеринового обмена, а также предотвращения повреждений эндотелия сосудов

Вегетососудистая дистония (ВСД)

Вегетососудистая дистония (ВСД) – это полиэтиологичная группа функциональных расстройств нейрогуморальной регуляции сосудистого тонуса и вегетатики. Принадлежит к синдромальным, а не нозологическим формам.

Как правило клиническая картина вегетососудистой дистонии складывается из следующих симптомов.

· кардиалгический синдром – неприятные ощущения или боли в области сердца, сердцебиения или перебои в работе сердца; чувство нехватки воздуха, неудовлетворенности вдохом;

· астенический синдром – повышенную утомляемость, раздражительность, расстройства сна;

· невротический синдром – тревожность, фиксацию внимания на неприятных ощущениях в области сердца;

· головные боли, головокружение, потливость ладоней и стоп.

Обычно жалобы носят множественный характер, можно считать их диагностически достоверными при анамнезе не менее 1-2 месяцев.

· неустойчивость сердечного ритма со склонностью к синусовой брадикардии или тахикардии;

· дыхательная аритмия и, реже, суправентрикулярная (редкожелудочковая) экстрасистолия;

· признаки периферических сосудистых и трофических расстройств (гиперемия, мраморность, похолодание отдельных участков кожи, общий или локальный гипергидроз, стойкий дермографизм).

Дополнительными признаками можно считать нарушения секреторной и двигательной функций желудочно-кишечного тракта; расстройства половых функций

В лечении функциональных вегето-сосудистых расстройств доминируют гигиенические мероприятия по нормализации режима труда и отдыха, обеспечению полноценного сна, дозированные физические нагрузки, закаливание.

Причинами комплекса симптомов ВСД могут быть:
- патологии печени, включая врожденное отклонение под названием «синдром Жильбера»;
- дискинезии желчевыводящих путей (то есть сбои в работе желчного пузыря и желчных протоков);
- нарушение микрофлоры кишечника;
- гастриты, колиты, язва желудка, двенадцатиперстной кишки.

При таких заболеваниях желудочно-кишечного тракта могут вырабатываться токсичные продукты, которые воздействуют на вегетативную нервную систему, приводя к сбоям в контроле за тонусом сосудов и в результате - знакомым неприятным признакам ВСД.

Также наиболее распространенными причинами ВСД могут быть:
- аллергические заболевания;
- эндокринные патологии (нарушение работы щитовидной железы, сахарный диабет);
- заболевания нервной системы;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- гормональная перестройка организма
- например, при беременности, менопаузе.

Также не исключено, что в работе вашей вегетативной нервной системы произошел сбой из-за элементарного несоблюдения режима дня и питания на фоне злоупотребления вредными привычками, говорит эксперт. Такой вариант чаще встречается у людей старшего возраста или тех, чей организм сильно ослаблен стрессами, хроническими заболеваниями и другими неприятностями.

Очевидно, что основная трудность заключается в том, чтобы докопаться до истинной причины ВСД, то есть заболевания или нарушения, из-за которого вегетативная нервная система перестает адекватно контролировать тонус сосудов. Но начать стоит с простейшего — выяснить, какой образ жизни ведет пациент.

- Кроме заболеваний, которые мы перечислили, не исключено, что в работе вашей вегетативной нервной системы произошел временный сбой из-за элементарного несоблюдения режима дня и питания на фоне злоупотребления вредными привычками. Такой вариант чаще встречается у людей старшего возраста или тех, чей организм сильно ослаблен стрессами, хроническими заболеваниями и т. п.

То есть, если выясняется, что пациент спит меньше 7 часов в сутки, мало двигается (ходит пешком меньше 40 минут в день), курит как паровоз и недобирает питательных веществ (злоупотребляет фастфудом, игнорируя овощи и фрукты), то первым делом стоит исправить эти нарушения. Если же вы переходите на более-менее правильный образ жизни и при этом через месяц-полтора симптомы ВСД не проходят, то нужно начинать детальные разбирательства, перебирая с толковым и внимательным врачом все органы и системы организма.

- В любом случае для улучшения тонуса сосудов всегда помогают разумные физнагрузки, регулярные занятия спортом, а также закаливание, как минимум — обтирание холодным полотенцем.

Инфаркт миокарда

Инфаркт миокарда – это гибель участка мышцы сердца вследствие острой недостаточности ее кровоснабжения. Недостаточность кровоснабжения связана либо с внезапным прекращением притока крови по артерии, либо с несоответствием между потребностью миокарда в кислороде и возможностью артерий обеспечить эту потребность.

Примерно в 98% случаев причиной недостаточности кровоснабжения является атеросклероз венечных (коронарных) сосудов сердца, при котором артерии, питающие сердце кровью и кислородом, все сильнее засоряются атеросклеротическими бляшками

Затем кусочек бляшки (или кровяной сгусток, образовавшийся на стенке артерии) отрывается. Если он перекрывает артерию, лишая сердце необходимого количества крови, возникает инфаркт.

Предынфарктный период клинически соответствует течению нестабильной, прогрессирующей стенокардии и острой коронарной недостаточности. Продолжительность от нескольких часов до 1,5 месяцев.

Острейший период инфаркта миокарда начиная с момента развития острой ишемии миокарда длится от 30 мин до 2 ч и завершается формированием его некроза. Клинически проявляется болевым синдромом чрезвычайной интенсивности. Сжимающего, давящего, распирающего или острого, - кинжального- характера, с иррадиацией в левую руку, лопатку, нижнюю челюсть, ухо, зубы, иногда в надчревную область. Боль обычно то несколько ослабевает, то усиливается вновь, продолжается несколько часов (более 30 мин) и даже суток, не снимается приемом нитроглицерина.

Больных с инфарктом миокарда госпитализируют в реанимационные отделения или палаты интенсивной терапии. Цели терапии: купирование болевого синдрома, ограничение зоны ишемического повреждения, восстановление или улучшение кровотока в пораженном участке коронарной артерии, профилактика (лечение) осложнений, психологическая и физическая реабилитация.

Прием врачей-специалистов

Гуликян Светлана Асатуровна

Врач терапевт, кардиолог, специалист по ультразвуковой диагностики сердца
Основное направление деятельности:
- Описание ЭКГ в покое и с нагрузкой (для допуска к различным видам спорта)
- УЗИ и эхо сердца
- Терапевтическое сопровождение